Ученичество с оружием в руках

УченичествоКак верующему отвечать на вопрос о верности государству и исполнении воинского долга? Одни следуют закону государства и принимают присягу о верности ему, другие поступают по своему разумению слов Спасителя о клятве и не берут оружия в руки, исполняя долг гражданина на альтернативной службе. Есть ли третий путь — нести служение благовестия о Христе с оружием в руках?

 

Наше хождение пред Богом всегда сопряжено с задачей самоопределения, когда возникает вопрос: «С кем ты и кто ты?», на который нужно ответить, прежде всего, самому себе. Господь знает ответ лучше нас, но требует, чтобы мы на него ответили сами. Можно считать, что первый призыв на службу состоялся еще в раю, когда Бог спросил у Адама: «Где ты?». Адам честно ответил: «…я наг, и скрылся» (Быт. 3:8-9).

 

Первый Адам оказался непослушен и согрешил, и тогда Бог послал на землю последнего Адама (1 Кор. 15:45), Иисуса Христа, Который «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Слово Божие ясно и недвусмысленно говорит нам, кому мы должны следовать: «Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор. 15:47-49). Если нет власти не от Бога (Рим. 13:1) и она призывает, то каким должен быть наш ответ?

 

Ныне извечный вопрос служить или не служить, принимать или не принимать присягу обретает новые особенности. Все больше людей служат в армии, приняв присягу и вполне осознавая себя верующими во Христа. Но как же быть с библейской заповедью «Не убий» и словами Христа «Не клянитесь вовсе» (Мф. 5:34)? Как примирить букву Писаний, требования властей предержащих и чаяния души, которая, как сказал Тертуллиан, по сути своей христианка?

 

В наши дни, когда поляризация отношений верующих и государства, их взаимное отрицание уходит в прошлое, требуется глубже вникнуть в суть библейских текстов, чтобы уяснить, что же именно и в каком контексте Писания говорят о войнах, о ношении и применении оружия, о клятвах и присягах. Тогда человек, стоящий перед проблемой принятия решения в условиях кажущегося противоречия гражданских обязанностей и требований совести, сможет аргументированно обосновать свою позицию.

 

Вообще говоря, клятва состоит из двух частей. Во-первых — это заверение кого-либо в истинности чего-либо. Во-вторых — это призывание Бога или того, что человеку особенно дорого, во свидетели о том, что сказанные факты и события правдивы, будь они уже произошли, или происходят, или произойдут в результате человеческих действий. Клятва подтверждала истинность позиции, занимаемой клянущимся человеком.

 

В обществе сынов Израилевых клянущийся поднимал правую руку или даже обе руки. Так Авраам клялся царю Содомскому (Быт. 14:22), так клялся Сам Бог через Моисея (Втор. 32:40), «муж в льняной одежде» так «клялся Живущим вовеки» (Дан. 12:7), так совершал клятву в истинности им сказанного и Ангел в книге Откровения (Откр. 10:5).

 

Люди часто прибегали к клятвам, чтобы придать своим речам вид достоверности. Апостол Павел неоднократно заверял клятвою свои послания (Рим. 1:9, 2 Кор. 1:23, 11:31 и др.). Но устоять в истине могли немногие. Как обычно, многие из клятв были ложными и неискренними. Поэтому Христос дал повеление не произносить клятвы вообще: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:34-37). Но клятвы все равно приносили, даже ученики Христовы. Примером опрометчивости клятвы, данной человеком, понадеявшимся на себя, служит поведение Петра (Мф. 26:72, 74).

 

Общество могло бы успешно функционировать без взаимных заверений его членов и без символов доверия, если бы в нем отсутствовал грех и, в частности, ложь и вражда. Пока что мы живем в мире, в котором присутствует и то, и другое. Поэтому клятвы и присяги являются древними и испытанными способами защиты от лжи и неправды. Слово Божие восстает только против злоупотребления клятвою в том реальном мире, в котором мы живем.